пятница, 10 февраля 2012 г.

Вы умеете рисовать? Да!

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему выставок детского рисунка так много, а подросткового – так мало?
Конечно, можно все свалить на бездарных учителей, отбивающих у детей охоту к творчеству. Но дело не только в этом.
Примерно до шести-семи лет дети с восторгом рисуют яркие солнышки с расходящимися во все стороны лучиками и больших человечков на фоне крохотных домиков. А потом этот уровень их уже не устраивает: они хотят рисовать так, чтобы было «похоже на настоящее, как в жизни».
Для этого уже недостаточно непосредственности и творческой смелости: нужны еще и навыки. А вот им-то как раз в обычных школах и не учат, поскольку принято считать, что либо талант есть – и тогда он всяко пробьется сам, либо его нет – и тут уж ничего не поделаешь.
Это мнение – миф.
Не каждому дано стать талантливым писателем – но каждый может научиться читать и писать. Что, если бы из тридцати учеников в классе лишь один-два осваивали грамотность, а остальные считались «неспособными»?
Точно также каждый может научиться рисовать. На самом деле это даже проще, чем научиться читать. Ведь для чтения нужно запомнить, что буквам соответствуют определённые звуки и звукосочетания, которые потом складываются в слоги и слова... А для того, чтобы научиться рисовать, нужно просто изображать то, что видишь.

А значит – надо научиться видеть.
Это как? Вроде бы любой, кто не слеп, умеет видеть?
Нет – это не совсем так. Взгляд художника – особенный.
Чтобы понять различие между обычным взглядом и взглядом художника, нужно пояснить разницу между восприятием и обработкой информации левым и правым полушарием.
Левое полушарие выделяет существенные признаки объектов, относящихся к определенному классу, и далее классифицирует новые объекты на основании выделенных признаков.
Если ему показать два множества:
Шарики (красные, зеленые, маленькие, большие, фарфоровые, деревянные…)
И кубики (тоже красные, зеленые и т.д…) –
Оно может разбить их на следующие классы:
Шарики и кубики
Красные и зеленые
Деревянные и фарфоровые
Большие и маленькие.
Допустим, мы объяснили, что главный признак – форма.
Левое полушарие запомнит, что шарики и кубики – два разных класса, и теперь будет каждый новый объект маркировать либо как шарообразный, либо как кубический. Все яблоки, арбузы и абрикосы оно занесет в класс шарообразных, кирпич или усилитель – в класс кубических.
Отличный метод, позволяющий сэкономить массу времени и сил! Представляете, что было бы, если бы каждый раз приходилось думать, что за предмет перед нами? А если нужно измерить его площадь или объем? В таких случаях абстрагирование от частностей и выделение сути – идеальный метод.
Проблемы, однако, начинаются в тот момент, когда нужно решить другие задачи, к которым этот метод неприменим.
Одна из них – рисование. Для него нужно включить право-полушарный режим.
Правое полушарие не обобщает. Для него каждый предмет – уникален, единственен и неповторим. Его интересует малейшие детали, частности и подробности. Не анализ, а синтез, не линейность, а объем, не названия, а проникновение в суть, не причины и следствия, а метафоры и ассоциации. Не бывает «яблок вообще» (а уж тем более «шарообразных предметов»!) – только это конкретное яблоко, видимое в определенном ракурсе, при определенном освещении на определенном расстоянии.
Курс быстрого обучения рисованию, созданный художницей и преподавателем Бетти Эдвардс, основан именно на переключении в правополушарный режим. В этом режиме очень легко УВИДЕТЬ предмет взглядом художника. А перенести свое восприятие на бумагу – на самом деле очень просто.
Чтобы почувствовать разницу между этими режимами, давайте выполним два рисунка.
Сначала нарисуйте свою руку любым способом, как получится – только не обводите её, положив на лист.
Затем положите руку так, чтобы она могла пролежать минут 15 неподвижно, а лист бумаги и карандаш – так, чтобы вы могли на них не смотреть. Только не подглядывайте!
Посмотрите внимательно на руку и выделите границу между рукой и пространством. Выберите на этой границе точку, с которой начнете осмотр, и поместите туда маленького-маленького альпиниста, для которого ваша рука – словно горная цепь.
Он начинает медленно передвигаться вдоль границы: миллиметр за миллиметром, шаг за шагом – и вы смотрите на него, помогая ему двигаться, координируя его маршрут. Если связь между вами и альпинистом теряется – он начинает шататься и может сорваться и упасть, потому что горная тропа превращается перед ним в глубокую пропасть.
А в это время ваша рука ведёт карандаш по маршруту альпиниста: точка за точкой. Если при этом у вас появляются мысли вроде «Какими глупостями я занимаюсь!» уберите их прочь, заменяя вопросами: «Куда пошёл изгиб? куда сейчас вести линию? какой здесь угол?» Рисуйте около 15 минут. И не смотрите на бумагу, иначе вы погубите альпиниста!
Задача этого упражнения – научиться воспринимать границу точка за точкой, убрав уверенность левого полушария: «Я знаю, как выглядит этот предмет!», с которой вы рисовали руку первый раз.
Нарисовали? Отлично. У вас получился странный и непривычный набор линий, не имеющий ничего общего с рукой. Но в «правополушарное» состояние вы вошли, поэтому можно перейти к настоящему рисованию.
Теперь сделаем то же самое, что и в прошлый раз – но 10 % времени будем смотреть на бумагу, чтобы скорректировать рисунок в районе изгиба или поворота. Положите руку на стол, желательно в том же положении, что и в прошлый раз, – и рисуйте, давая альпинисту команду «Стоп, без меня не двигайся!», когда нужно сделать изгиб.
Ваше левое полушарие, конечно, уже выделило общую схему руки и подгоняет вас – ну что ты так долго, мне уже скучно! Оно привыкло так работать: вычислили формулу площади круга – и что теперь, каждый круг отдельно рисовать?
В рисовании, однако, торопиться нельзя (равно как и в танце, массаже, в гимнастике). В этих занятиях нет общей формулы, нужно быть «здесь и сейчас», улавливая каждый конкретный нюанс. Просто скажите своему левому полушарию: «Отдохни пока!» – и рисуйте 10-15 минут.
А затем ответьте себе на вопрос: в чем разница между рисованием руки в первый раз и сейчас?
Ну, конечно, сначала не было маленького альпиниста!
Между прочим, с точки зрения психики он абсолютно реален: это ваш внутренний творческий ребёнок. Когда мы не поддерживаем с ним контакт, он срывается и падает в пропасть или бессильно замирает.
... Эти два подхода относятся не только к рисованию.
В первом случае мы думаем, что предмет – это схема в нашей голове.
Во втором случае с помощью альпиниста мы видим вещи не сквозь «тусклое стекло» привычных стереотипов, а такими, какие они есть.
Источник: "Школа жизни"

Комментариев нет:

Отправить комментарий